(c) 2007 А.В. Черномырдин aka chav1961
21.03.2008г
21.04.2008г
12.07.2008г
30.10.2008г
09.12.2008г
22.03.2009г
28.05.2009г
01.09.2009г
13.03.2011г
03.01.2013г
.

Ламповые конструкции (поток сознания)

Маленькая вводная часть - то, что я (да и не только я) называю "потоком сознания", и то, что будет написано ниже, наверное можно назвать "редакторской колонкой", которая существует во многих журналах. Пользы от нее никакой, но, думаю, почитать ее будет интересно

21.03.2008г. Первые итоги.

Итак, почти полтора года упорной возни с лампами позади. Уже можно окинуть "мутным взором" пройденное и попытаться задуматься о будущем.

Что было нового, неожиданного в лампах? Глубокомысленный ответ - многое. В первую очередь, большой новостью было, что народ вообще интересуется лампами. Выложив на сайт фото лампового приемника, и опрометчиво написав про "вряд ли кого заинтересует схема", я был самым жестоким образом ткнут мордой в стол - по этой единственной конструкции я получил больше писем, чем по всем усилителям, вместе взятым. Честно говорю всем, кто мне написал - второй приемник в виде трех плат уже собран и работает. Осталось дело за малым - скомпоновать его на одну плату, выложить фото, и, на этот раз - сделать описание. Хотя бы для того, чтобы народу было что почитать. Соответственно - на сайте будет заведен раздел "приемная аппаратура" (даже если в нем будет всего одна "аппаратура" ). Вообще, от практики, когда на сайт выкладывается только схемно-технический "изюм" из очередной конструкции, я буду отходить - конструкторов-креативщиков на свете, как оказалось, не так уж много, а вот желающих собрать что-то своими руками, на напрягая при этом голову, гораздо больше.

Конечно, основным пунктиком радиолюбителей-ламповиков, были, есть, и долго еще будут ламповые УНЧ. Попав "в тему" меньше пары лет назад, многое дико удивляло, многое удивляет до сих пор, со многим уже сжился, а с некоторым, видимо, не сживусь никогда. Удивителен контингент большинства ламповых форумов. Читая посты, создается стойкое впечатление, что ламповых усилителей в России производится больше, чем стали и нефти, вместе взятых. Причем делает их каждый второй, если не каждый первый. Второе, что твердо усвоилось из посещения таких форумов: сборка усилителя - таинство, не уступающее по метафизическому значению евхаристии. Показательна в этом плане история из Инета - изложу ее, как запомнил. Некий радиолюбитель пришел к своему знакомому - "крутому" меломану, - только что ставшему обладателем волшебных аудиокабелей из бескислородной меди. Со словами "ну давай проверим твое приобретение" радиолюбитель извлек из кармана флэшку с какой-то попсой, за что чуть было не получил по морде. Что же оказалось? Оказалось, что кабеля из бескислородной меди специально настраивают и тренируют на классической музыке, при этом электроны, бегущие по бескислородной меди, "протаптывают" в металле свои тропинки, по которым и получается наиболее благодатное звучание. Попса, конечно же, все испортит, электроны затопчут свои тропинки и протопчут совсем другие, после чего музыка станет говно-говном. Сказано было не этими словами, но суть я изложил. Такого контингента на ламповых форумах, по моим наблюдениям, процентов 70%, если не более. Говорить с таким контингентом не о чем, да и незачем, разве что посоветовать контингенту развернуть колонки с севера на юг, чтобы магнитное поле Земли не сбивало электроны с протоптанных тропинок (есть, знаете ли, в природе такая сила - сила Лоренца, если кто из контингента заглядывал в учебник физики). Удивительно, что до столь гениальной мысли додумался только один я . Именно поэтому я многое из ламповых форумов читаю, но никуда и ничего не пишу - и писать не буду.

Долго промучившись вопросом "чистоты породы" в плане источников питания, теперь однозначно уверен в правильности своего выбора - кенотронному дерьму в ламповых усилителях не место. Уже неоднократно говорил, что внутреннее сопротивление кенотронного источника составляет десятки и сотни ом, а внутренняя индуктивность - единицы и десятки генри. Вся эта хрень неизбежно оказывается включенной последовательно с лампой и трансформатором, в результате частотная характеристика усилителя деформируется, устойчивость работы усилителя падает, а динамический диапазон уменьшается - причем еще как! Разумеется, эти проблемы решаются элементарным образом - надо всего-то поставить на выходе выпрямителя батарею конденсаторов "Black Gate" баксов на 200 ценой. Хорошо решение, нечего сказать! Проблемы, черт возьми, надо не решать, а не создавать! Я спокойно ставлю на выход конвертора бумажный конденсатор на пару микрофарад - и его вполне хватает для работы! Удивительно так же, что и фона при этом практически не слышно, а ведь любой ламповый усилитель всегда слегка фонит (кроме самых "продвинутых"). На то, чтобы "обкатать" схему источника питания, у меня ушел почти год, но о потраченном времени не жалею - шишки набиты, технология отработана, на изготовление 100-ваттного конвертора при наличии всех деталей уходит один вечер (намотать трансформатор, пропитать его лаком и оставить сушиться) и один полный день.

Большой вопрос, которым пришлось помучиться - питание цепей накала. Если обычный трансформатор можно на какое-то время перегрузить, то конверторы этого край как не любят. В конце концов я "дозрел" до стабилизаторов тока накала (для ламп с "массивными" катодами - наподобие 6П36С, 6П45С, 6С33С) и стабилизаторов напряжения накала с плавным запуском. Питание постоянным током - видимо, одна из причин отсутствия фона, а фильтры электромагнитных помех (ЭМП) на выходе стабилизаторов устраняют возможность проникновения ВЧ-сигнала в тракт усилителя. Поскольку накал ламп не "гуляет" за изменениями сетевого напряжения, режимы работы усилителя получаются более стабильными. В соответствии с этим теперь каждая схема усилителя, помимо импульсного конвертора, будет содержать один из этих стабилизаторов. Его изготовление - процесс еще более быстрый: примерно пара часов при наличии деталей.

Каковы планы в области усилителестроения? В первую очередь - доработка источника на 250 Вт. Схема оказалась в принципе удачной, но излишне сложной. В новом варианте я от стабилизации выходного напряжения накала откажусь - этим пусть занимаются стабилизаторы тока накала. В источник обязательно нужно вводить выходное напряжение отрицательной полярности - вольт до -20. Причина проста - автоматическое смещение ламп. От него, по крайней мере в выходных каскадах, нужно избавляться. Настроить режим лампы с помощью катодного резистора - геморрой еще тот, намного проще это делать смещением на управляющей сетке. Вдобавок ко всему катодный резистор надо шунтировать конденсатором, а это почти наверняка "Black Gate" или что-нибудь навроде него. Про тепловые потери на этом резисторе я даже не упоминаю. Второе, что стоит "на повестке дня" - устройство дистанционного управления. Конечно, это больше понты, чем реальная необходимость, но схема его уже разработана, детали набраны, дело осталось за малым - спаять, запрограммировать, установить. Принцип управления - голая механика, а именно: реле во входных цепях и моторизованные переменные резисторы. Чистота породы, блин . Что касается самих усилителей, то планов в этой области пока два - двухполосный усилитель, и цирклотрон на 6С19С или 6С33С (на чем именно - пока сам не решил), под который, видимо, придется городить новый источник питания. Хотелось бы также проработать схему унифицированного предварительного каскада и схему регулятора тембра (активного, хотя это и противоречит доктрине "бойся обратных связей").

21.04.2008г. Презентация SE

Удачная воскресная презентация SE-усилителя 2х10 Вт с дарением девайса. Источник питания показал себя с самой наилучшей стороны - несмотря на очень заметный нагрев, отработал законные четыре часа на полной громкости . Хотя 6П36С, мягко говоря, не отличается экономичностью, нагрев конструкции - в пределах разумного. Из того, что можно назвать проблемами, выплыло две - коммутация сигнала (лезть с проводами в анус к усилителю очень неудобно) и регулировки громкости и тембра. Практически на всех источниках выходной сигнал нормированный, поэтому на него не распространяются регулировки громкости (за редким исключением) и тембра (всегда). Вывод - необходимо устройство управления и коммутации. Так что в ближайшее время устройство дистанционного управления окажется однозначно востребованным. Делать я его буду в отдельном корпусе, поскольку при работе усилителя от компа или плеера эта приблуда не нужна, а в остальных случаях - требуется. Видимо, под него нужно будет разработать новый источник питания - ватт на 40, потому что 100-ваттный блок ставить жалко, да и места он занимает сравнительно много. Итак, на ближайшее время - две задачи: источник питания на 40 Вт со встроенным стабилизатором напряжения накала, без реле времени и с дополнительным источником отрицательного напряжения (до -12В), и устройство регулировки/коммутации (назвать его эквалайзером язык пока не поворачивается, но по сути это близко).

12.07.2008г. Отчего люди не летают как птицы?

Вопрос, конечно, в шутку. Просто посетила в высшей степени интересная идейка. Много раз в разных вариациях в т.н. прессе упоминались разного рода электростатические громкоговорители. Для тех, кто не в теме: по сути, электростатический громкоговоритель - это сдвоенный конденсатор с подвижной средней обкладкой, которая, собственно, и создает звук. Для работы такого девайса на него необходимо подать два напряжения - первое (несколько киловольт) - для поляризации внутренней обкладки (в самопальном варианте обкладка делается из пленки для цветов с алюминиевым покрытием), и второе (дифференциальное) - для собственно излучения звука. В реальной жизни электростатические громкоговорители питают от повышающего трансформатора с дифференциальными (двухтактными) обмотками. И, естественно, возникает геморрой - опять транс, будь он хоть трижды широкополосным! Получается, что ламповые конструкции без транса ни туды и ни сюды: электродинамические громкоговорители имеют слишком малое сопротивление (единицы ом), а электростатические - слишком высокое рабочее напряжение сигнала (единицы киловольт). А ведь, между прочим, есть, есть такие лампы (а именно 6Э7П и 6Э15П), которые работают при напряжениях в единицы киловольт! И что, блин, мешает нам подключить наш громкоговоритель непосредственно к аноду такой лампы! Ну разумеется, все не так просто - электростатический громкоговоритель потребляет ток только в момент перезарядки своих обкладок, для постоянного напряжения его сопротивление бесконечно, поэтому просто подключить девайс к аноду, разумеется, нельзя. И вот тут на ум всплывает, что уже сто лет в обед, как существуют усилители, предназначенные для работы именно с такой нагрузкой! Нагрузка эта - отклоняющие пластины осциллографических трубок ! Называются такие усилители "дифференциальными усилителями с динамической нагрузкой" и имеют полосу пропускания (даже в ламповых вариантах) в единицы мегагерц. Вот, собственно, и вся идея - разработать такой "дифференциальный усилитель с динамической нагрузкой" с рабочим напряжением в пару киловольт, и попробовать подключить к нему электростатический громкоговоритель без всяких там трансформаторов. И сбудется мечта идиота, и наступит на Земле полный звиздец.

Подумаем. Да, тетроды, про которые я говорил, разрабатывались, как стабилизаторы высокого напряжения. Ну так и что? Лампа 6С33С, которой, как утверждают злые языки, в Японии скоро поставят памятник, тоже никакого отношения к усилению звука не имеет - это обычный электронный балласт! Если собрать "дифференциальный усилитель и т.д.", на этих тетродах можно получить выходное напряжение величиной 1..2 кВ при соответствующем источнике питания. Рассеиваемая мощность у этих тетродов - до 10 вт, включенные же мостом (как это происходит в таких схемах), они способны рассеивать по 20 Вт. Умножим эту мощность на 4, получим 80 Вт - именно такую мощность можем мы снять с этого усилителя. Нехило... Что касается линейности усилителя - дифференциальные каскады линеаризуются совершенно элементарно. Большой плюс именно этих тетродов - очень низкое напряжение на экранной сетке - всего 25 В. Его очень легко получить от любого источника. Кроме того, это открывает еще одну возможность - использовать в первых каскадах такого усилителя нувисторы 6С52Н, которые могут работать при напряжении 27 В! И, как следствие, сигнал на выходные тетроды можно подать не на управляющую, а на экранную сетку, превратив таким способом тетрод в триод, и избавившись от переходных конденсаторов. Красота!

Что касается предыдущих мыслей. Блок питания на 40 Вт готов. Сделано два экземпляра, первый, разумеется, содержал кучу ошибок, а вот второй заработал с полпинка. К сентябрю подготовлю описание. Устройство регулировки/коммутации тоже готово - как ни брыкался я, в конце концов пришлось его сделать на микроконтроллере КР1878ВЕ1. Понимаю, что его хрен кто запрограммирует, но у меня их еще 15 штук, а каждый, сука, стоит по 110 руб. Так что придется потерпеть, пока они у меня не кончатся , а потом можно будет перейти и на что-нибудь другое (например, на Tiny13 в паре с каким-нибудь регистром сдвига). Итак, на ближайшее время - собрать электронный коммутатор с преампом и регулятором громкости/тембра, а также почесать репу насчет высоковольтного усилителя. В первую очередь, собственно, репу нужно будет чесать насчет блока питания, но делать специальный блок именно под высоковольтный усилитель я не хочу. Думаю, будет правильнее, если собрать преобразователь с 8..12 В в 2 киловольта мощностью ватт на 100 (для питания усилителя) и с 8..12В в 3..5 киловольт мощностью ватт на 5 (для поляризации пленки).

30.10.2008г. Хреновый Вы, батенька, дизайнер...

Ну вот, не прошло и полгода, как доведены до ума две головные боли - полный усилитель для винила и предварительный усилитель с ПДУ. Кое-какие выводы из случившегося уже сделать можно . Во-первых, устройство управления нужно полностью переделывать - меняется концепция. Сейчас это один центральный микроконтроллер, от которого во все стороны расходится куча проводов. Монтаж такого девайса - сущий гемор. Новое устройство управления я буду делать так - шина I2C, на ней висит "глаз" с микроконтроллером, а также пять типов других устройств - микроконтроллер с тремя светодиодами-точками для индикации выбранного канала, микроконтроллер с тремя светодиодами (точка и две стрелки) для индикации выбранной крутилки (НЧ, ВЧ, громкость) и направления ее вращения, микроконтроллер с тиристором и оптопарой для включения сетевого напряжения, микроконтроллер с тремя релюшками для коммутации входов и микроконтроллер с регистром сдвига и выходными усилителями для вращения моторизованных переменников. Между ними будет всего одно соединение плоским кабельком в четыре жилки, так что устанавливать такой девайс в усилитель будет одно удовольствие.

Второе, что нужно будет сделать - в предварительный усилитель нужно будет добавить сетевой разъем-"маму", чтобы через него питался оконечный усилитель (разумеется, с режимом включения питания). Тогда, поскольку на оконечном усилителе никаких регулировок нет, можно будет легко решить проблему управления комплексом в целом. Так что теперь в предусилитель неизбежно придется включать дежурный блок питания на 5 В. Технически это несложно - фирма HAHN выпускает маленькие трансы мощностью всего 0.35 Вт, а все остальное - просто обвязка вокруг них. Так что на ближайшее время - работы по новой концепции устройства управления. Дизайн предусилителя вышел, конечно, стремный, но дизайнер с меня никогда не получиццо.

Что касается усилителя для винила, новая, вторая версия, по большому счету, уже содержит решения большинства проблем. Решена проблема простоты изготовления - вместо 6Ф3П в выходном каскаде теперь 6П14П - к ней нужно всего два провода в общем экране, а не шесть в трех отдельных. Решена проблема фона - введен ламповый стабилизатор напряжения питания входного каскада, и радикально переделаны входные цепи. Решена проблема регулировочных резисторов с малым сопротивлением (с большим сейчас хрен найдешь) - введен каскад с динамический нагрузкой. Единственное, что пока не решено - керамика во входных каскадах - это делалось из габаритных соображений. Так что в ближайшее время будет третья версия "винила" - с переработанной под полистироловые конденсаторы платой, и, скорее всего, с моторизованными переменными резисторами: гулять - так гулять!

09.12.2008г. Первый PP-усилитель комом...

Сначала две радости - вылизана до блеска типовая схема "бюджетного" SE 2х6 Вт с регуляторами тембра. Навесного монтажа при его изготовлении практически нет, слесарка весьма несложная, проблемы тепловыделения решены, внешний вид вполне презентабельный - и это с с моим-то антихудожественным вкусом . В ближайшее время подготовлю нормальное описание - и больше SE 2х6 Вт я не занимаюсь. Вторая радость - реализован новый вариант устройства управления. Реализован с трех попыток, при этом выведено из строя порядка 20 шт ATTiny15 и один ATTiny45 (остальное даже не считаю) - но результат стоит усилий. В ближайшее время, если кризис не пустит с сумой по миру, засуну его в какой-нибудь усилитель (чтобы окончательно вылизать технологию), и подготовлю описание девайса. Доволен, что креатифф стал не просто получаться, а получаться в намеченные сроки.

Итак, событие - собран и адекватно заработал первый PP 2х10 Вт на 6П14П. Оправдала себя "хитрая" схема фазоинвертора, но с накалом обозначились проблемы - слишком большое потребление, пришлось даже вместо одного стабилизатора напряжения накала ставить два. Вторая проблема - перегрев диодов выпрямителя накала, - по сути дела, не решена. Боюсь, что решить ее можно только один способом - введя в источник питания 100 Вт синхронный выпрямитель. Делать это не очень хочется (не представляю, где там разместить два полевых ключа), но, видимо, придется - иначе серия PP в дело не пойдет. Это будет уже третья версия источника питания 100 Вт . Кроме этого усилителя, сейчас в работе монстр PP 2х40 Вт на 6Р3С. Специально под него переработан источник питания 250 Вт, причем самым радикальным образом - со старым вариантом у него, кроме выходной мощности, пожалуй, ничего общего и нет .

Итак, какие планы в области усилителестроения? Перво-наперво собираюсь разработать типовую "бюджетную" схему SE 2х10 Вт. Выходная лампа определена - 6П36С: чем больше я с ней работаю, тем больше она мне нравится (в первую очередь - по звуку). Все остальные лампы (кроме стабилитронов и индикаторов выходной мощности) будут внутри корпуса на печатной плате - нувисторы, несмотря на дороговизну, показали себя с наилучшей стороны, в том числе в плане простоты монтажа. Усилитель будет с регуляторами тембра - для такой "мизерной" мощности отдельный блок регулировки тембра выглядит глуповато. Причем регулировка будет в двух вариантах - ручная и дистанционная (с использованием нового устройства управления). Второе направление - изготовить PP 2х6Вт полностью на сверхминиатюрных лампах. Детали заказаны, как придут - начнется работа. Идея этой работы - максимально упростить изготовление усилителя (весь усилитель монтируется на плате), и засунуть его, наконец-то, в "глухой" ящик с вентилятором - а то ничем не защищенные выводы трансформаторов доведут до инфаркта любого инспектора Энергонадзора. Надеюсь, что это будет "бюджетная" схема. И следующий из нее выход - новый вариант PP 2х10 Вт, на этот раз на металлокерамических лампах, хоть они, суки, и дорогие. Возможно, его тоже можно будет заховать в ящЕГ. Ну и, конечно, доведение до ума супер-пупер PP 2х40 Вт, с чем надеюсь успеть до Нового Года.

22.03.2009г. Между первым и вторым - сами знаете

Идея фикс - за два месяца наконец-то реализовал двухтактный усилитель на сверхминиатюрных лампах! Удивительно, но лампа толщиной с авторучку (6П30Б) в состоянии рассеивать около 5 Вт мощности. Умели все-таки у нас делать, когда хотели. В самое ближайшее время придут недостающие детали для второго канала усилителя, тогда затолкаю его в корпус и выложу на сайт. Корпус уже подобрал - размеры его 170х120х100 мм, "радикальный черный цвет", как было сказано в "12 стульях", т.е. получится полностью закрытая конструкция. Выходная мощность девайса - также 2х6 Вт, как бюджетного SE. Если все пройдет благополучно, то этот девайс у меня все-таки будет бюджетным PP. Главное преимущество - простота монтажа, поскольку весь монтаж выполнен на печатной плате. Никаких панелек .

Вторая радость - спроектирована, собрана, отлажена и доделана плата регуляторов тембра и громкости на моторизованных переменных резисторах, предназначенная для вставления у-нутр корпуса G124. Схема традиционная, содранная с предусилителя - два каскада усиления с динамической нагрузкой, регулировка громкости не на входе, а на выходе, на входе - подстроечные резисторы ля выравнивания усиления по каналам (нужна, нужна такая фишка, как показала практика). Как только из Платана придет корпус радикально черного цвета, начну собирать тот самый SE 2х10 Вт, о котором раньше пЕсал.

С супер-пупер усилителем 2х40 Вт, увы, пока не все гладко. Потребовалась некоторая доработка блока питания - транзистор корректора мощности все-таки пришлось убрать с платы и прикрутить на корпус. Лампы 6Ф12П, при всех своих супер-параметрах, оказались сильно микрофонящие. Ну и так, по мелочам, набежало некоторое количество проблем. Видимо, все-таки, буду отказываться от навесного монтажа, вставлять в девайс только что разработанную плату регуляторов тембра, дорабатывать ее, чтобы фазоинвертор располагался на ней же, и по максимуму упрощать монтаж. Мощность девайса, тем не менее, впечатляет. На полную громкость я его включить на колонках так и не решился, гонял на нагрузочном резисторе.

Вот, собственно, и все планы на ближайшее время - доделать бюджетный PP 2х6 Вт на сверхминиатюрных лампах, доделать SE 2х10 Вт с регуляторами тембра, и довести до ума PP 2х40 Вт.

28.05.2009г. Телефонный ренессанс.

Так вот, тампы толщиной с авторучку, про которые я ранее упоминал, есть и весьма низковольтные - всего 50 Вольт. Это уже почти транзистор . Именно на этих лампах собрал я свою очередную приблуду - телефонный усилитель на трансформаторах ТОТ. Трансы, конечно, не Тамура какая-нибудь, низов у звука заметно не хватает, но эту беду можно частично подправить корректирующими цепочками. Увы, это оказалась не единственная беда. Бед, собственно, оказалось несколько, начиная от того, что в Промэлектронике уже чуть не полгода нет TPS40200, и кончая тем, что источник высокого напряжения, собранный на UC3843, оказался таким же шумным, как и его собратья на UC3825. Самое ужасное - шум есть уже в момент включения усилителя, т.е он проходит через емкости ламп. Были испробованы всякие меры, типа снабберов и увеличение постоянной времени цепи ОС до немыслимых пределов. Помехи по накальным цепям легко излечены обычным способом - линейным стабилизатором на входные каскады (решение оказалось более чем достаточным), а анодные проблемы только задавлены, но не решены.

Так вот, возникла одна безумная идея. Идея проста - применить в высоковольтном источнике вместо меандра синус! Килогерц так на 30..40. Думаю, в таком варианте всякий посторонний шум по питанию должен исчезнуть. Телефонный усилитель - сравнительно мало потребляющий по анодной цепи девайс, думаю, что кпд в данном случае стоит пожертвовать. И в довершение еще одна такая же безумная идейка - попробовать применить в выпрямительном мосте германиевые диоды (в Промэлектронике остались Д312, они по параметрам как раз подходят). Думаю, таким способом удастся убрать весь шум, какой только мыслится. Ни и, естественно, еще одна (уже традиционая) идея - отказаться от стабилизации анодного напряжения. Либо, на худой конец, сделать ее с какой-нибудь безумной постоянной времени - пару секунд, к примеру . Итак, работа на будущее - специализированный источник питания для ламповых телефонных усилителей: +6.3 В импульсный для накала выходных ламп, +6 В линейный для накала входных каскадов, и +50В синусоидальный в качестве анодного источника. Во всех трех местах есть мысль использовать микросхемы в корпусе TO220 (и его разновидностях) - LM78L06 для линейного накала, L4960 для импульсного накала, TDA2003 (да-да, именно его) для анодного источника. Еще один момент - попробовать в качестве трансформатора анодного источника использовать TOT-36. Частота для него, конечно, предельная - да уж и хрен бы с ней, зато железо должно быть магнитомягким, с минимальным гистерезисом. И мотать ничего не надо

Напоследок - несколько сопливых восторгов. 50 вольт оказалось идеальным напряжением для телефонного усилителя, потому что на это напряжение существуют легко доставаемые танталовые электролиты, так что никаких Black Gate для него не нужно. Более того - не нужно и обычных пленочных конденсаторов. Именно благодаря этому факту стало возможным сделать такой махонький девайс. Сами лампы оказались весьма экономичными, с вентилятором я явно перебздел - можно было его и не ставить. Итак есть все шансы, что данный девайс (с добавлением корректирующих цепочек для поднятия "низов") станет бюджетным вариантом телефонного усилителя.

01.09.2009г. Телефонный ренессанс, версия 2.

Понадобилось почти четыре месяца, чтобы понять: телефонный усилитель - это не хрен собачий . Те шумы и фоны источников питания, которые просто тонут и вязнут в акустических системах, в телефонах, напяленных на уши, приобретают вид вселенской проблемы. Не помог ни синус, ни другие ухищрения. В конце концов, остался, и был реализован, самый радикальный вариант - четыре последовательно соединенных 12-вольтовых АКБ на анодном питании. Теперь с чистой совестью можно сказать - да, блин, работает, блин, девайс, блин, как часы, блин! Решение оказалось радикальным во всех смыслах - если на входе усилителя нет сигнала, угадать, включен он или нет, практически нереально. Шума, как явления природы, просто не существует. Факт установлен экспериментальным путем на двоих моих знакомых, один из которых считает себя крутым меломаном. Если заглянуть в раздел по лампам, можно видеть новый вариант усилителя со стопкой аккумуляторов. И теперь задача-максимум заключается в том, чтобы запихать эти аккумуляторы в подходящую коробку, добавить к ней автоматическое (или хотя бы автоматизированное) зарядное устройство, и, конечно, заменить акуумуляторное питание цепей накала на что-нибудь сетевое, ибо питание накала от АКБ есть надругательство и наплевательство в душу и растоптательство лучших чувств .

Вторая фишка: новый вариант усилителя - бестрансформаторный. Бестрансформаторные цирклотроны я уже делал, но от этой схемы пришлось отказаться. Первая причина, разумеется, блок питания - если четыре АКБшки еще вполне вменяемый вариант, то 4х5=20 АКБ - это просто "толстый пушной зверек", меня никто не поймет, в том числе и я сам. Вторая причина оказалась еще серьезнее - все сколь-нибудь высококачественные наушники (а не затычки для ушей) из соображения эксплуатационного удобства имеют единый экранированный шнур, что для цирклотрона совершенно неприемлемо: ему нужно, чтобы цепи левого и правого наушников были электрически развязаны. Поэтому и помер цирклотрон, так и не родившись, а в схеме применен на этот раз двухтактный несимметричный каскад. Схема считается не слишком хорошей в плане гармоник, но гармоники здесь по преимуществу четные. И хотя некоторые товарисчи уже договорились до того, что четные гармоники, дескать, облагораживают звук, и их нужно чуть ли не примешивать в сигнал, тем не менее опасения по поводу искажений оказались напрасными. Звук впечатляет . Усилитель собран на махонькой платке с применением поверхностного монтажа, сверху у него только лампы и пара выходных конденсаторов, при наличии вытравленной платы изготавливается девайс примерно за час. Весь же усилитель со слесаркой - часа за четыре. Вот эта схема у меня и будет бюджетным вариантом телефонного усилителя. Если кому интересно, запомните "волшебные" названия: 6С31Б (выходные триоды), 6Н28Б (двойной триод), 6Ж46Б (пентод) - эти лампы работают от 50-вольтового анодного напряжения.

Ну и, наконец, опять планы. Упаковка АКБ в корпус вместе с источником напряжения накала и зарядным устройством. После этого можно с чистой совестью про телефонные усилители забыть . Как только девайс будет готов - отпишусь.

13.03.2011г. Телефонный ренессанс, версия 3.

После полутора лет мучений, в процессе которого был создан, а затем уничтожен тот самый обещанный девайс для аккумуляторов, пока, наконец-то, мне удалось собрать блок питания, пригодный по шумам для телефонного усилителя. Схема, как это ни прискорбно, оказалась до смешного проста. В ближайшее время я ее выложу на сайт.

В последнее время мне все чаще и чаще поступают предложения посотрудничать. Поэтому я сейчас всерьез занялся ревизией блоков питания и схем. Причина проста - кольца легко могут мотать радиолюбители, но в полупромышленном производстве они крайне нетехнологичны. Второй момент - если раньше большая часть усилителей делалась все-таки навесным монтажом, теперь это тоже отпадает - слишком накладно. Поетому в ближайшее время собираюсь начать разработку линейки одноплатных усилителей, где будут собраны воедино и блок питаничя, и сам усилитель. Первой "ласточкой" наметил перевод на одноплатный вариант 4-ваттного SE на 6Ф3П. Помимо усилителя, на этой же плате будет и блок питания (скорее всего - 40-ваттный, с переработанным трансформатором и дросселем ККМ, чтобы исключить из них кольца). Естественно, мощные компоненты будут не-SMD, ибо какая-то экономия места в данном случае на фиг не нужна. Усилитель собираюсь делать в двух вариантах - с регулятором тембра и без него. Будет готов - обязательно отпишусь.

03.01.2013г. Усилитель-игрушка и басовый амп

Первое из намеченного более двух лет назад частично выполнено - изготовил новый вариант 4-ваттного SE. С одним маленьким уточнением: вместо 6Ф3П в нем стоят достаточно неожиданные лампы - 6Ж52П. Лампы эти сделаны были на излете ламповой эры, и обладают почти невероятными характеристиками - крутизной в 55 мА/В, допустимым током до 60 мА, рассеиваемой мощностью в 7.5 Вт, и вполне пригодны для того, чтобы поставить их в выходной каскад. Поставил. Понравилось! С учетом того, что ток накала лампы всего 350 мА, получилась очень компактная схема. Звук на удивление приятный, единственная проблема - лампа немного микрофонит, но для выходного каскада это практически неважно. В самое ближайшее время постараюсь довести до ума блок питания этого девайса (он оказался, на мой взгляд, излишне сложным) - и выложу описание. Следующий шаг - перевод девайса в одноплатную конфигурацию. Сами лампы 6Ж52П мне настолько понравились, что теперь хочу на них же собрать сначала 6-ваттный PP, а затем (если все пройдет благополучно) и 10-ваттный PP.

Еще одно событие - народ раскрутил меня на усилитель для бас-гитары. Первый блин вышел не то чтобы совсем комом, но обозначил проблемы, которые нужно решить. То, что импульсный конвертор с ККМ лучше пудовых трансформаторов и дросселей, было ясно и до того — просто лишний раз подтвердилось. Выяснилось, что использовать выходные трансформаторы с оголенными выводами неприемлемо — за них обязательно ухватятся шаловливыми ручонками. По этой причине выходные лампы с анодным выводом на колпачке также отпадают (очень жаль, но увы). Мощность в 10 Вт для басового усилителя совершенно недостаточна — «низы» не прокачиваются. Схема регуляторов тембра, как я и предполагал, работает совершенно по дурацки — но народу нравится (судя по всему). Дополнительный пунктик — нужна более жесткая стабилизация напряжения питания первых каскадов (а всякую придурь типа переключения конденсатора по фазам сети, как сделано, к примеру, в Фендере, надо гнать ссаными тряпками). Еще один момент — нужен запас по напряжению раскачки выходного каскада, причем не за счет 350 В анодного питания, а более интеллектуальным способом.

Итак, возникла мысль - сделать несколько модулей (оконечный каскад с каскадом раскачки, модуль регуляторов, управляющий модуль), из которых затем собирать любую приемлемую конфигурацию таких усилителей. Сейчас занят тем, что делаю очередную версию 250-ваттного ИИП (заточенную на этот раз под гитарный амп), и каскад раскачки. Переделывать 250-ваттный ИИП собираюсь, во-первых, из-за того, что несколько человек пытались его повторить, и примерно у половины ничего не получилось, а, во-вторых, потому, что за это время обновилась элементная база. Хочется сделать его еще компактнее и еще экономичнее (в частности, хочется разместить его в размере, который реально паять утюгом, см).

Hosted by uCoz